Самый фантастический музей, из когда-либо виденного, MAISON DE L'OUTIL ET DE LA PENSÉE OUVRIÈRE.
12 тысяч инструментов — самая большая в мире коллекция ручных инструментов 17-19 веков. Музей доиндустриального образа жизни, когда вещи делались преимущественно руками и хранили на себе не отпечаток машины — а рук мастера.
Это тема очень важна мне.
Её отчасти можно охарактеризовать термином, придуманным Виктором Шкловским, ОСТРАНЕНИЕ.
ОСТРАНЕ́НИЕ (от «странно»), художественный приём, состоящий в описании явления как впервые увиденного. Понятие О. введено в науч. оборот В. Б. Шкловским в кн. «Воскрешение слова» (1914) и теоретически обосновано им в ст. «Искусство как приём» (1917). Для Шкловского О. – универсальный закон искусства, цель которого – нарушить «автоматизм восприятия», «дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание».
Это мой важный инструмент — его использование помогает описывать субъективные воспоминания детства, когда «зелёный» планетянин — пытается уложить в своей голове непостижимую сложность окружающего. Это и про удивление природой и устройством — кузнечика, цветка, птицы. Удивление перед сложнейшими механизмами, разными машинами, автомобилями, зданиями, удивление перед тем — что такое может создать человек.
Что-то может быть не странным и понятным — только в голове привыкшего к жизни и уставшего человека. Бодрый ум учёного, думаю, не перестаёт удивляться и это удивление как раз и мотивирует его разбирать на составляюще — исследуемое. Этот разбор снижает градус удивительности и является противоположным от остранения процессом.